Андрей Борисов (artstudio_3d) wrote,
Андрей Борисов
artstudio_3d

Дагестан: музей Дагестанский аул

Музей Дагестанский аул, фасад
Фасад музея. При нажатии откроется виртуальный тур.

Республика Дагестан, г. Махачкала
Дата съемки: 6, 8, 10 ноября 2012 года
Координаты: +42° 58' 50.16" N, +47° 30' 30.24" E

Музей-заповедник этнографический комплекс Дагестанский аул

Этот музей, расположенный в Махачкале был самым главным объектом в моем списке. Дело в том, что нужно было не только отснять панорамы залов, но и создать т.н. "виртуальный музей", предоставив зрителю возможность ознакомиться с некоторыми экспонатами.

Музей был открыт в 2009 году по указу правительства республики с целью формирования у народов общедагестанской идентичности, осознания историко-культурного и духовного единства народов Дагестана.

«Дагестанский аул» сегодня (по состоянию на ноябрь 2012 года) — это четыре экспозиционно-выставочных зала:

1. Большой зал, где представлена традиционная одежда дагестанских народов, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода народов Дагестана;
2. Малый зал, стилизованный под интерьер горского жилища;
3. Зал «Мастерская ремесел», посвященный традиционным промыслам народов Дагестана;
4. Выставочный зал для временных экспозиций — представлена современная авторская одежда, выполненная с привлечением этнических традиций региона, и изделия современного искусства.


Музей Дагестанский аул
1. Большой зал «Одежда и промыслы народов Дагестана»

В большом зале представлено около 30 национальных дагестанских костюмов, в основном, женских. Как и во всех традиционных культурах, одежда, особенности декора и цветовой гаммы указывали на возраст, социальный статус и благосостояние ее обладателя.

Образ горянки включал обязательные элементы — нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Яркие ткани с рисунком обычно носили молодые девушки, добавляя в свой образ некоторые детали, в зависимости от региона проживания. Одежду темных оттенков носили, в основном, женщины старшего возраста.

Помимо одежды, в большом зале музея представлены ювелирные украшения из серебра. Дагестан славен своей многовековой историей искусства обработки этого металла. Почти в каждом ауле республики были свои мастера—ювелиры, которые изготавливали всевозможные женские украшения, мужские пояса и газыри. Ювелирное искусство горцев Дагестана едино по своим художественным особенностям, декоративным приемам и стилистике исполнения, несмотря на то, что в каждом селении были свои особенности изготовления украшений.


Музей Дагестанский аул
2. Малый зал «Интерьер горского жилища». Справа у стены - створки дверей из мечети в селе Кала-Корейш.

Жилище занимало особое место в жизни и культуре горцев, выходящее далеко за рамки просто крова и убежища. Священным местом в каждом доме был срединный столб, или как аварцы называли его, «столб корня.» Если враг врывался в дом горца и наносил увечье столбу, это считалось страшным преступлением против хозяина жилища и его предков. Обидчику в этом случае полагалась кровная месть.

Центральное место в интерьере дома всегда занимал очаг, который позднее заменил пристенный камин, обрамленный каменной резной плитой. Рядом с очагом находилась деревянная резная утварь, керамическая и медная посуда, а также цагур — большой ларь-шкаф для хранения зерна, который, также как и срединный столб, был богато украшен резным орнаментом. Цагур также представлен в экспозиции малого зала.

Кроме того, неотъемлемым атрибутом жилища горца был ковер, который зачастую выполнял не только эстетические функции, но и широко использовался как теплоизоляция холодных глиняных полов и каменных стен. Практически во всех регионах Дагестана было распространено ковроделие, но наиболее преуспели в этом жители южных районах — лезгины, рутульцы, табасаранцы, татами, азербайджанцы.

Дагестанцы из поколения в поколение продолжают передавать секреты гончарного мастерства. Неудивительно, что керамические изделия были и остаются одни из самых популярных предметов домашней утвари. Дагестанская керамика — это, прежде всего, разнообразие форм изделий, обилие приемов украшения и богатство росписи. Дагестанский декор невозможно ни с чем спутать благодаря узнаваемой орнаментальной технике.


Музей Дагестанский аул
3. Зал «Мастерская ремесел»

Зал посвящен традиционным промыслам народов Дагестана — художественной резьбе по камню, дереву, оружейному промыслу.

Резьба по камню — один из древнейших видов народного искусства Дагестана. Резной камень обычно использовался горцами при украшении архитектурных сооружений и каменных намогильных стел. Основными центрами камнерезного искусства издавна были Дербент, селения Кубачи, Сутбук, Мулебки, Ругуджа, Чох, Согратль и др.

Благодаря разнообразию пород древесины и податливости материала горцы охотно занимались резьбой по дереву и использовали деревянные изделия как в быту, так и в архитектурных элементах жилища. Самым крупным центром художественной обработки дерева в Дагестане считается селение Унцукуль, где около двухсот лет назад зародился деревообделочный промысел.

Искусство обработки металла зародилось в глубокой древности. В средние века кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII–XIII вв. высокого совершенства достигло искусство кубачинцев в изготовлении бронзовых котлов. Известными центрами медночеканного производства были: даргинское селение Кубачи, лакские — Кумух и Кунди, аварское селение Гоцатль.

Оружейный промысел в Дагестане возник еще в VII веке. Оружие изготовлялось во многих аулах. Одни из них специализировались на производстве холодного оружия, другие — огнестрельного, в некоторых было развито и то и другое. Наиболее крупными и древними центрами оружейного производства считаются селения Кубачи, Харбук, Амузги, Казикумух, Н. Казанище, Гоцатль, Унцукуль, Согратль, Куяда и некоторые др.


Музей Дагестанский аул
4. Выставочный зал для временных экспозиций.

В ноябре 2012 г. в зале представлено декоративно-прикладное искусство из фондов музея, а также современная авторская одежда от известного дагестанского художника — модельера Веры Агошкиной, Президента Дагестанской ассоциации моды, члена Союза художников России.

Экспозиция будет регулярно обновляется и дополняться новыми экспонатами.


Музей Дагестанский аул
5. Макет этнографического комплекса.

В середине июня 2012 г. «Дагестанский аул» был удостоен специальной премии международного фестиваля «Интермузей — 2012» за комплексный подход в сохранении и актуализации традиционной культуры. Награда присуждена за проект по строительству музея-заповедника за городом, который будет представлять собой сочетание музея под открытым небом, этнопарка, научно-образовательного и культурно-развлекательного центра. Посетители смогут не только созерцать музейные экспонаты, но и участвовать в творческом процессе по созданию предметов быта, элементов традиционного костюма, отражающих материальную и духовную культуру народов Дагестана.

Музей Дагестанский аул
6. Карточка экспоната виртуального музея. Подробне по ссылке.

Всего было отснято около 50 экспонатов, хотя контракт требовал лишь 20. Съемки в музее длились 3 дня.

Музей-заповедник этнографический комплекс Дагестанский аул, виртуальный тур.
Статья на портале Культура.рф.


Tags: Дагестан, Махачкала, виртуальный тур, музей Дагестанский аул
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments